Интересная информация о различных неформальных движениях и субкультурах 

Молодежные субкультуры современной России 

 

К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые.
Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи – «пацифик», исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга – тусовки на флэту (от англ. flat – квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам (одно из названий движения – «дети цветов») и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями.
Движение хиппи в СССР развивалось «волнами»: «первая волна» относится к концу 60-х – началу 70-х годов XX века, «вторая волна» – к 80-м годам. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенечки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три – четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию.
Близки по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. В последнем растаманство обрело мощнейший музыкальный канал трансляции своих идей. Марихуана для настоящего растамана – средство не наслаждения, а самопостижения. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е годы XX века на Ямайке).
В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики. Толкиен – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.
В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. С 1990-х годов проводятся всероссийские игры («Хоббитские игрища») и несколько региональных. В 1995 и 1997 годах всероссийские игры прошли в марийских лесах. Организовывали их москвичи.
Толкиенистское субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В начале 90-х годов отечественные толкиенисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи и даже панков). Появляются продолжения произведений Толкиена, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть странички толкиенистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкиена: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим штудиям.
В 1993 – 94-х годах субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
Готы – результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае в темно-серое. Прическа гота – настоящее произведение искусства. Парни-готы, как правило, андрогинны. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят древнеегипетские символы – «анки» (анкх – крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал; копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной жизни). Традиционно среди них обращение к готическому роману – от Уолпола до Шелли; почитаются также Камю, Кафка, поздний Тургенев и прочие «сильно перепуганные гении». Слушают, соответственно, готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и соответствующий образ жизни. Готы обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов – кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена.
Существует множество подвидов готов: «антикварные», «ренессансные», «романтические», «викторианские», «рабы корпораций», «киберготы», «глиттерготы», «цыгане», «хиппи», «фетишисты», «панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры» и прочие. То есть чистого готовского стиля не существует – есть определенная жизнетворческая интонация.
Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмокида – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол.
Что такое эмо?
Наверное, нет уже ни одного города, ни одного села или деревни, где бы не знали про эмо. Эта субкультура заполонила буквально всю страну. Всюду маленькие разукрашенные девочки, парни с челочками. Однако что же представляет из себя эмо (или как сами киды любят говорить – имо) в нашей стране?
Как всегда, эмо к нам пришло намного позже, чем в других странах. В данный момент его нельзя назвать определенной субкультурой у нас, в других странах – можно. Всё объясняется тем, что только единицы реально понимают суть этой субкультуры, а большинство просто придерживаются созданных кем-то стереотипов, которые нашли на просторах Интернета. И всё превращается в позёрство. В представлении большинства эмо означает: плачущие мальчики и девочки, чей разум занимают только мысли о суициде. С помощью этого позёрства молодые люди стараются утвердиться в интересующей их социальной группе и проявить так называемый «индивидуализм», который, в принципе, таковым не является. Толком не разобравшись, они пытаются сконцентрировать внимание окружающих крайними методами. Назвать их поступки глупыми мало, скорее – это бездумные действия.
Субкультура эмо состоит из 3 составляющих. Это не только клечатые тапки и черная челка. Эмо – это музыка, а это самое главное! Культура начала развивать именно благодаря музыке. Еще в начале 90-х данная субкультура была недолго популярна на Западе. В начале 21 века эмо начало возрождаться.
Какая музыка? Прежде всего – Funeral For A Friend, The Used, Finch или Fall Out Boy из западного или Jane Air, Stigmata, Оригами и Such A Beautiful Day в России.
В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.
Субкультура рейва возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. В России начала распространяться с 1990–91 годов. Неотъемлемая часть рейверского стиля жизни – ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рейверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рейва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи, – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков. В последние годы рейв утратил свою контркультурную тональность в духе психоделической хиппи-революции 60-х, он стал забавой подростков, легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско.
Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям.
Брейк – это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции.
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов. В основном роллеры – школьники старших классов (13 – 16 лет), но есть и студенты, младшие школьники.
Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений.
Новый стиль свободного перемещения по городу – Le parkour, возник из детской игры. Помните задание из программы начальной школы: из пункта «А» в пункт «Б»… Главное – прочертить прямую линию на карте, не обращая внимания на попадающиеся на пути предметы (стены, линии электропередачи, деревья, дома, бордюры, мосты), включить воображение и преодолеть барьеры – взобраться, прыгнуть, оттолкнуться, перескочить. Игра во многом напоминает военный марш-бросок, и в этом нет ничего удивительного: именно в «войнушку» играл маленький Давид в бедном эмигрантском пригороде Парижа, Лиссе. Белль-старший провел детство во Вьетнаме, где служил его отец, а на гражданке работал пожарником – во что же еще играть ребенку? Опасных мест и всевозможных препятствий в Лиссе хоть отбавляй: склады, свалки автомобилей и мусора, заброшенные полуразрушенные здания. Здесь можно было даже попытаться выполнить боевую задачу: добраться до пункта назначения, не наделав шума. Давид научился лазать по деревьям, как кошка, взбираться на стены, как человек-паук, перепрыгивать с одного фонарного столба на другой, как мартышка. Игра быстро увлекала одноклассников – Дэвида и Себастьянаю. В отличие от многих своих сверстников, ребята не забыли о детском увлечении, а развили его в искусство и стиль жизни.
«The day when all will be flat, we’ll be dead» («В день, когда все станет плоским, мы умрем»). Паркур иногда называют тарзанкой без страховочного пояса. То, что делают трейсеры (еще один неологизм основателей паркура – les traceurs, который можно перевести как «прокладывающие путь», название участников движения), кажется, выходит за грани человеческих возможностей. Спрыгнуть с огромной высоты и не разбиться, взбежать на вертикальную стену, как будто земного притяжения не существует, скакать по крышам, расстояние между которыми не один метр, – все это похоже на боевик с элементами фантастики.
Но паркур – это не шоу, и не спорт, и не каскадерские трюки. Это идеология сродни восточной философии – преодоление собственного страха, освобождение внутренних возможностей, развитие фантазии и быстроты реакции. Если в нормальной жизни препятствие обычно парализует и угнетает человека, то в паркуре лишь побуждает к поиску выхода и движению вперед. В какой-то степени паркур, как и восточные единоборства, можно рассматривать и как самооборону: столкнувшись с нападением, даже вооруженным, трейсер сможет увернуться, убежать, забраться туда, где преступнику его не достать.
Безусловно, любой трейсер, прежде чем совершить головокружительный трюк, много и подолгу тренируется, отрабатывая простые движения и легкие прыжки, развивая гибкость, пластику и баланс. Техника доводится до совершенства, ведь все прыжки идут без страховки и защитных средств. Но может быть, даже важнее научиться абстрагироваться, видеть себя совершившим трюк. «Надо концентрироваться не на самом движении, а на его результате, – считает Себастьян Фука. – Ты должен мысленно проделать весь путь и увидеть себя благополучно приземлившимся в конечном пункте. И ни в коем случае не работать на публику».
Настоящие трейсеры вообще стараются «не светиться», слава о них и так передается из уст в уста. Несложно догадаться, что такой нетрадиционный способ передвижения и так вызывает неодобрение и полиции, и обывателей. Администрация Лисса как-то установила ограду на крышах домов, пытаясь остановить трасеров, но это дало толчок совершенствованию техники. Мэр Лисса уже оставил попытки запретить паркур, но выпустил указ, не позволяющий демонстрировать рискованное акробатическое мастерство перед окнами пожилых людей, дабы не пугать слабых сердцем.
Высказываются опасения и по поводу того, что среди молодежи, болтающейся на улице, найдется немало желающих повторить трюки, которые без соответствующей подготовки могут стать смертельными. И такие случаи уже есть: после выхода фильма Люка Бессона двое подростков, взявшись подражать его героям, погибли.
Кстати, этот фильм Yamakasi. Les samourais des temps modernes («Ямакаси. Самураи нашего времени») разделил сторонников паркура, внес смуту в их ряды и даже в некотором смысле дискредитировал само движение.
Фильм повествовал о ловких мальчишках из спальных районов, использующих свой дар управлять телом и преодолевать любое препятствие в незаконных целях – грабеж квартир и обман полиции. Для пущего эффекта совершаемые ими трюки были усложнены, например, им приходилось спрыгивать с шестого этажа. Давид и Себастьян отказались от съемок: «Мы понимали, что это художественная идея, которая не может иметь ничего общего с реальностью. Но у тех, кто впервые видел трейсеров на экране, могло сложиться неверное представление о паркуре. Мы действуем исключительно в рамках закона. Не рискуем понапрасну и совсем не похожи на камикадзе из фильма. Наши трюки гораздо интереснее и не столь примитивны. К тому же, в отличие от героев фильма, мы любим место, где провели детство, и считаем, что город – такая же естественная среда обитания для человека, как природа – для животных. Просто надо научиться жить в гармонии с ним».
Остальные участники группы Yamakasi (в переводе с сенегальского – «человек, сильный духом и телом») оказались не такими принципиальными. В результате Давид и Себастьян покинули команду, ими же самими основанную и обученную. Но на самом деле раскол в движении произошел раньше. В конце 90-х, когда слава о смелых ямакаси докатилась до Парижа и вышла за пределы Франции, их пригласили в совместный с мюзиклом Notre Dame de Paris двухлетний гастрольный тур по стране. Давид и Себастьян и тогда отказались, не желая оставлять тренировочную базу и учеников на столь долгий срок, а другие поехали…
После фильма Белль, Фука и шесть их сторонников покинули команду, основав новое движение «Les Traceurs», и стали еще осторожнее в общении с прессой и выполнении трюков напоказ. «Обидно, что фильм сформировал отношение к паркуру как к опасному занятию. Он не опаснее любого другого вида спорта, – говорит Себастьян Фука. – У нас ни разу не было несчастного случая».
Чуть позже пути Давида и Себастьяна разошлись. Первый продолжал совершенствовать мастерство, путешествовать в поисках новых трюков, подолгу жил и тренировался в Таиланде («Там очень дружелюбные люди, можно ездить на мотоцикле без шлема, а полицейские, видя, как ты прыгаешь по зданиям, не арестовывают, а кричат что-то вроде того: «Вау, классный прыжок!»).
Второй попытался открыть школу паркура для детей и подростков. Паркуру он придумал новое, английское название – free-running. Начал рисовать и выставлять свои работы на выставках. Оба с возрастом (им уже за 30) стали благосклоннее относиться к теле- и кинопроектам, они снялись в массе кинокартин, принёсших им определённый вес в рекламной киноиндустрии.
После того, как Давид снялся в рекламе для канала BBC, в рекламе Nissan и Nike, у него наконец то появился шанс проявить себя: сыграть вместе с Cyril Raffaeli в французском боевике "Banlieue 13" (13-ый район). А Себастьян снялся в роликах Tayota и Nike, в дополнении к этому им было отснято две полноценных документальных картины Jump London и Jump Britan. Он продолжает тренироваться и совершенствоваться, радуя поклонников, удивляя прохожих.
В настоящее время Давид Белль начал свое мировое турне с ассоциацией, которую он создал - PAWA (PArkour Worldwide Association) и командой трейсеров, которую он сформировал.
Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры – это любители рок-музыки. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Их самый главный символ – незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%».
Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х годов, другой – уже в 90-е годы. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки».
Стрейт-эдж (англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно sXe) – философское ответвление панк-движения, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с хардкором (стрейт-эджевские группы – “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.
«Панк» – так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У.Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале ХХ в. его относили к заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».
Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики. Без них не обходится ни один сейшн, даже если панк-группы там не играют.
Еще это большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.
О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками…
В СССР панковская субкультура проникла в 1979 году. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из советских панков поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в «Систему», как именовала себя общность российских хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х годах XX века.
В 90-е годы субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл).
Деструктивный и нигилистический характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура.
Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, доморощенные металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них разные: ночные походы на кладбища, осквернение церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Некоторые из сатанистов заигрываются: известны случаи, когда подростки убивали своего товарища, обставляя это как ритуальное жертвоприношение.
Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.
Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не всегда), выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Многие скинхеды, особенно молодые, – фанаты какого-либо футбольного клуба.
Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.
Футбольное хулиганство зародилось в Англии в конце 1950-х годов XX века. Во многом благодаря английскому влиянию на трибунах советских стадионов стали звучать футбольные песни, речевки и сленг, но, что еще более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский «околофутбол». Одним из основных последствий английского влияния стал резкий рост насилия среди болельщиков.
В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.
Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно являются фанаты московских клубов ЦСКА («воины») и «Спартак» («гладиаторы»), чьи столкновения носят самый ожесточенный характер и вызывают широкий общественный резонанс. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга, находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются фанаты московских клубов «Динамо» и «Локомотив».
Наконец, криминальная молодежная субкультура – гопники. Расцвет ее пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья. Основные черты «казанского феномена»: наличие территории влияния и борьба за ее расширение; установление системы прав и обязанностей участников группировок, а также системы наказаний за нарушение существующих правил и традиций; поддержание иерархии соподчиненности на основе возрастных различий, авторитетности и права «сильного»; образование союзов, объединений, поглощение слабых более сильными; планирование противоправных акций; использование приемов и методов разжигания вражды; сбор денег внутри группировки, поборы с других подростков, проживающих на контролируемой территории.
Некоторые группировки гопников носили свою «униформу».
Начиная с 1991–93 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее – ОМОНа), так и тем обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.
В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.

Бесплатный хостинг uCoz